пятница, 12 февраля 2016 г.

О памятниках.

В последнее время в городе актуальна тема обсуждения памятников и других "околопамятниковых" дел.  Кого поставить (посадить), в каком виде и куда. Удивительное оживление.
Гордума даже запилила голосование (!) в сети, относительно вопроса: куда же собственно нужно ставить памятник Чичерину. Мол мы тут не пальцем деланные и у нас "демократия", посмотрите!  И это на фоне общей ситуации с публичными слушаниями. Если таковыми их вообще можно назвать.
А вот собственно и один из вариантов размещения (Сквер Петрова):

Фото вот отсюда
Весьма странный вариант на мой взгляд. Обычно такие "сидячие" памятники размещают без отрыва от сложившейся городской среды. Проще говоря, сажают "персонажей" в общем ряду лавочек. Примерно так сделали в Парке победы. Ну, уж памятник ветерану все видели: 


Вот так например поставили памятник Андерсену в датском Оденсе, скромно сидит в уголочке и можно подсесть к нему, он как мне кажется совсем не против: 


Памятник Гансу Христиану Андерсену в г. Оденсе (Дания). Источник

И аналогичный памятник в Испании г. Малага



Мне очень нравится это фото. Оно говорит о том, что городская среда находится в контакте (в первую очередь) с жителями города. Но скорее всего кого-то эта картинка  может смутить. И предвижу возмущенно-пренебрежительные комментарии: "Фууу чего это они со своими тележками к нему приперлись, а другой так вообще пятой точкой, да к великому писателю?!" Но, как мне кажется, именно так и должны располагаться подобные скульптуры. 
Чтобы слегка "выдернуть" скульптурную группу из среды, можно приподнять ее на постаменте. А можно и не приподнимать. Не сильно-то важно. Но относить памятник на газон и отрывать его от общей, уже сложившейся, средовой ситуации, как мне думается, не логично. Еще более сомнительным мне кажется само место размещения, именно в парке Петрова. Да, не всегда памятники размещают с учетом исторической привязки. Иногда этому может служить причиной уже сложившаяся городская ситуация. Например усадьба, дом или любой другой исторический объект был снесен и на его месте теперь красуется новенький ТРЦ. Или тогда, когда историческая личность совершенно не привязана к региону. Вот как в Испании. Я так понимаю Андерсен не бывал в Малаге. Поэтому памятник ему разместили в пределах пешеходной зоны. 
Но в том случае, когда историческая привязка остается, как-то глупо пренебрегать этим. Поэтому более логичным было бы разместить памятник Б.Н. Чичерину на территории, которая связана непосредственно с ним самим:

Дом-музей им. Г.В. Чичерина. Фото

Дворовая территория Дома-музея им. Г.В. Чичерина. Фото

Всё должно отвечать хотя бы какой-то элементарной логике. Разве нет? Особенно, когда дело касается изменения городской среды.

Также в последнее время обсуждается еще одна скульптура Виктора Острикова, которая сейчас размещена в Пушкинской библиотеке. Скульптуру посвященную 
Р.Ф. Боборыкину предлагается поместить на одном при одном выездов из Тамбова:


  Я считаю, что Тамбов и так перенасыщен памятниками всевозможным личностям. И все они, по своей сути однотипны. А удачных (на мой взгляд) я могу назвать только пару. Часто приводится довод о том, что памятник Боборыкину как-то поднимет уровень знаний тамбовчан о малой родине. С такой позицией я сталкивалась еще во время дипломного проектирования. Но фамилия воеводы, я думаю, и так у всех на слуху. Со школы еще она въедается в память. Интересно как этот памятник может о чем-то рассказать? 

-"Вы слышали о Романе Боборыкине?";
- "Ну...да..."
- "Ну вот по мнению скульптора он выглядел примерно так!" 
                                                                                           The end.

А без привязки к историческому месту информативность и вовсе теряется. Потому, что памятник заключается не только в самой скульптуре. Важно и место его размещения, важна форма взаимодействия с городскими жителями и городской средой.

Нет, я вовсе не против памятников известным историческим личностям. И даже считаю, что определенное их количество должно существовать в каждом уважающем себя городе. Но я с настороженностью отношусь к памятникам сомнительным личностям или к памятникам по типу: "был проездом в этом захолустье,съел пирожок  и выпил водочки в местном кабаке". Может что-то новое, а? Ну я имею ввиду без всех этих коней, мускулистых фигур и величественного вида. Поэтому когда проектировала монумент "Крепость Тамбов" опиралась  на те мысли, что выше я уже озвучила. 

О проекте вы можете подробнее почитать здесь

Я конечно понимаю, что некоторых людей мой комментарий может и раздражать. Кто Остриков (Вооо!), а кто такая Рудакова (пффф). "И чего это она вообще тут свой проект пиарит?!". Я на лавры Острикова не претендую, да и не собираюсь. Это же глупо. А вот проект пиарить буду (по крайне мере ту часть проекта с монументом), так как считаю, что он действительно был бы максимально информативным, современным, новым для Тамбова и относительно недорогим в исполнении.

НО! 

Памятники это конечно замечательно. И они служат прекрасным поводом для обсуждений и дискуссий. Но только тогда, когда более важные и насущные проблемы решены. Памятники это дело десятое. Пока место слияния Студенца и Цны, то самое сакральное (прости господи) место для тамбовчан выглядит вот так. Всем этим коням, величественным видам и прочему-прочему грош цена.

Место слияния Студенца и Цны, на котором собственно и была основана крепость Тамбов. 
Фото из группы "Спасем Студенец!"


И уж тем более оглядываясь на общую экономическую ситуацию за последние полгода, вопрос монументов и памятников должен отойти на второй план. Так как сегодня некоторым людям просто-напросто негде жить. Хотя власти утверждают, что виноваты архитекторы) Но это уже совсем другая история.

P.S. Традиционное обращение для отдельной категории читателей. Я не критикую ни работы Виктора Острикова, ни его самого и никаким образом не собиралась его критиковать. И уж тем более преуменьшать его заслуги. Я вела разговор о подходе и не более того. Все. 

P.P.S. И еще я есть в Вконтакте , Facebook и Twitter

И, да. Я надеюсь, что когда нибудь разберусь со шрифтами. А пока только мои искренние извинения


Комментариев нет:

Отправить комментарий